Оловянные дискосы 17 столетия сохранились в небольшом количестве. Главной их особенностью является нередкое отсутствие поддона; дискос представляет, таким образом, обычную тарель, с гравированной канонической композицией. В письменных источниках 16-17 веков нередка формулировка "блюдо дискосное". Таковы оба дискоса из собрания Государственного исторического музея, на которых в легкой линеарной гравировке изображен чин Поклонения Жертве. Один из них, украшенный характерным орнаментальным зигзагом из бегущих волют, возможно, отгравирован ростовскими мастерами, тем более, что подобный иконографический извод известен в иконописи Ростова Великого.
Дискосы следующего столетия во всех известных случаях утверждены на поддонах - невысоких профилированных цилиндрических подставках. Большая половина сохранившихся дискосов второй трети 18 века, также как и потиры, украшена резцовой гравировкой анонимного московского резчика 1730-1750-х годов. Так же, как и в 17 веке, вместе с двумя требными тарелями, звездицей и лжицей, потир и дискос составляли единый литургический прибор, выполненный в одном материале и отгравированный в едином стиле и технике.